русская литература 4

31 МАРТА

литературное чтения

Тема:Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!

Будем говорить о подвигах родного народа.
(сообщение темы)
-Кому принадлежат эти слова? (Невскому)
Кто такой Невский? (великий полководец, воевал со шведами на Неве. Когда шведов разгромили на Неве, после этого его стали называть Невским)
-Про какие битвы А.Невского вы читали? (разгром шведов на Неве, Ледовое побоище)
— Какая хитрость была у невского? (расставил главные силы в засаде. Самые отборные войска выскочили со словами «За Россию»)
— Да, этот человек был великим, в честь его великих побед учредили орден Ал.Невского. На нём изображён Невский и написаны слова «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» (показ ордена). Во время В.О.войны этим орденом награждали достойных людей.
— О каких полководцах вы ещё читали? (Суворов, Кутузов, отцом русского флота называли Нахимова, Багратион – генерал)
Какие книги читали о них?
— Против кого они боролись?
_ Кто такой Суворов? (полководец, славный защитник родной земли)
— Каким в детстве был Суворов? (болел)
— Кем хотел стать? ( воином)
— Что ему говорил отец?
Доказал ли, что сможет стать воином и как доказал?(закалялся)
— Кем стал? (военным)
— Сразу ли стал полководцем? (был солдатом)
— До кого дослужился?
— Как понимаете «генералиссимус»? (генерал всем генералам)

(рассказ по картине «Переход Суворова через Альпы» или песня)

_ Какие пословицы любил произносить Суворов?
— Чем важно учение? (Ученье – свет, не ученье – тьма)
— Что говорил Суворов о трудностях? (В ученье трудно, легко в бою)
— Послушайте ещё высказывания Суворова
Воюй не числом, а умением;
Дело мастера боится;
Пуля – дура, штык – молодец.

(показ и рассказ об ордене Суворова)
— Продолжил традиции Суворова М. Кутузов.
— Кем был? (командующим 1812года)
-Кто читал об этой войне или знает стихотворение?(Лермонтов «Бородино» Почему оно так называется? (Бородино – одно из великих битв в истории, в которой решалась наша судьба, судьба народов России.
Бородино – великое поражение Наполеона, начало его заката и окончательной гибели.
О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом он вспоминает день, когда русская армия поклялась головой постоять за Родину, сломить натиск врага, преградить ему путь.)
(чтение стихотворения)
— О каком подвиге русского народа вспоминает старый солдат?
— Какие чувства он переживает, рассказывая молодым о Бородинском сражении?
— Как вели себя русские и французы?
— Какое чувство объединило участников сражения и воодушевило их на подвиги?
(рассказ об ордене Кутузова)
(звучит песня «По долинам и по взгорьям»)
— А всегда ли русский народ был героическим?
— А какая ещё война была7
— А кто здесь герои?
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

ПРОЧИТАТЬ И СОСТАВИТЬ ПЛАН В ТЕТРАДИ

2 АПРЕЛЯ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ПРОЕКТ: «Они защищали Родину»

4. 6. 9  АПРЕЛЯ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Е.С. Велтистов «Приключения электроники»

 У нас в учебнике есть отрывок из фантастической повести Е. Велтистова «Приключение Электроника»

: А чем рассказ отличается от повести?

Н: По объёму произведение большое, состоит из нескольких глав, каждая глава имеет своё название, в повести больше действующих лиц, чем в рассказе. В рассказе повествуется об одном событии в жизни человека, а в повести отражен более длительный промежуток времени.

П: Получается, что одну главу повести можно считать рассказом?

Н: Можно и так.

П: А почему повесть называют фантастической?

Н: Фантастическая повесть – это такой жанр, в котором автор рассказывает о том, что может случиться в реальной жизни, пусть даже в далеком будущем. В такой повести большое значение имеют научные открытия и технический прогресс.

П: Я правильно понимаю, что авторов, которые пишут фантастические повести, называют писателями-фантастами?

Н: Верно! В нашем учебнике есть отрывок из книги писателя – фантаста Евгения Велтистова «Приключения Электроника». Давай почитаем!

Чтение отрывка:

Читает Н … и директор удалился.

П: Ого, сколько непонятных слов!

Н: Сейчас тебе их поясню.

Конгресс -это собрание учёных.

Футляр — вместилище для хранения чего -либо

Контрабас- это самый большой по размеру струнный музыкальный инструмент.

Генератор – устройство, которое вырабатывает энергию.

Н: Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке кибернетики собираются на конгресс. Профессора Громова встретили торжественно, что говорит о важности конгресса.

П: В руках у Громова был тяжелый чемодан. Там, наверно, лежат приборы для демонстрации научного открытия?

Н: А как ты догадался, что чемодан был тяжелый?

П: В эпизоде говорится, что когда директор хотел помочь профессору нести чемодан, лицо его покраснело, и он быстро поставил чемодан на землю.

Н: Паша, какой ты внимательный читатель!

(Дети читают до слов да, он много лет не был в этом городе).

Н: Профессор Громов давно не был в этом городе. А когда вернулся, то увидел, как город похорошел. Автор использует эпитеты и сравнения для описания красоты фантастичности города.

(Влетел ветерок и запутался, крепкие дубки, лучи пробивались, лохматые шапки ложились, шины шуршали, вертолет прострекотал, вертолет-воздушное такси, деревья застыли как в почетном карауле, хоровод сосен, яблони и вишни в белых накидках, сады висели).

П: Так что же было в чемодане?

Н: Читаем дальше!

(Дети читают до слов … предупреждаю, вас ждёт сюрприз!)

Н: Паша, что тебя удивило?

П: Почему мальчик лежал в чемодане?

Н: Потому, что он кибернетический!

П: А автор говорит о нем, как об обычном мальчике. Послушай: «курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы, синяя курточка, рубашка, летние брюки».

Н: Подумай, чем он отличается от обыкновенного мальчика?

П: У него, наверно, вместо сердца батарейки.

Н: И этого мальчика надо постоянно подкреплять электрическим током.

П: Тогда я понял, почему его зовут Электроник.

Н: Ну что, хочется узнать, что будет дальше?

П: Конечно! Читаем!

Н: Ты понял, почему сбежал Электроник?

П: Конечно! От избытка электричества.

Работа по учебнику

Прочитать стр 144-149

                                                                         7 апреля               

                                                        Литературное чтение

Тема: С.А. Клычов. Весна в лесу

Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией С. А. Клычкова

– Сергей Антонович Клычков – сын кустаря-сапожника в деревне Дубровки Тверской губернии. Он учился в земской школе, реальном училище в Москве, на разных факультетах Московского университета. В конце 1910 г. выпускает первый стихотворный сборник «Песни». Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в прозе, а именно в романе «Сахарный немец». В 1930-е годы подвергается травле как «кулацкий поэт», в 1937 году арестован как член «Трудовой крестьянской партии» (несуществующая организация), приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян

– Какие чувства и какое настроение вызывает у вас весна?

  Словарная работа.

Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Беседа по вопросам:

– Какие чувства и какое настроение вызывает у вас весна?

– Почему возникают именно такие чувства и такое настроение? Чему мы радуемся весной?

– А вот вряд ли кто из вас задумывался, что за один сезон мы проживаем три весны.

– Начало всей весны – это Весна Света.

– Посмотрите на картину и опишите Весну Света. Солнце нестерпимо яркое, чистое, красивы тени на снегу: то синие от неба, то желто-коричневые от земли. Воздух ранней весной прозрачный, чистый, чуть морозный. Небо ярко-голубое, почти синего цвета. Теперь светлого времени будет больше и больше. Настоящий праздник Света.

– Дальше начинается Весна Bоды.

– А как вы думаете, третья весна как называется?

– Ребята, как можно определить Весну Зелени?

– Да, весна всегда приносит легкое, воздушное
настроение, яркие краски. Но бывает, что весна не радует.

– Прочитайте поговорку «На чужой земле и весна черна, на своей земле и зима зелена». Как вы ее понимаете?

– Итак, мы узнали, что весна бывает разная, а вот какая весна у Сергея Антоновича Клычкова вы узнаете, внимательно прослушав стихотворение.

Учитель читает стихотворение С. А. Клычкова «Весна в лесу».

– Вот как рассказывает поэт о приходе весны в лес.

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Какими перед вами предстали обитатели леса?

– Прочитайте о каждом из них.

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Почему?

– Как относится поэт к весеннему лесу?

– Вот как рассказывает поэт о приходе весны в лес.

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Какими перед вами предстали обитатели леса?

– Прочитайте о каждом из них.

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Почему?

– Как относится поэт к весеннему лесу?

– В учебнике на странице 117 рассмотрите картину Н. П. Крымова «К весне». Что и как изобразил на ней художник?

– Сравните эти два произведения. Что можете сказать?

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения С. А. Клычкова «Весна в лесу». По желанию выучить стихотворение, сделать рисунки.

                                                                         9. 11 апреля               

                                                        Литературное чтение

Тема: Д. Б. Кедрин «Бабье лЕТО»

Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Д. Б. Кедрина

Родился в 1907 году в донбасском поселке Берестово-Богодуховский рудник в семье горняка. Его дед по матери – вельможный пан И. И. Руто-Рутенко-Рутницкий – имел сына и четырех дочерей. Младшая, Ольга, родила вне брака мальчика, которого усыновил муж Ольгиной сестры Людмилы Борис МихайловичРассказывает о творчестве поэта, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

Родился в 1907 году в донбасском поселке Берестово-Богодуховский рудник в семье горняка. Его дед по матери – вельможный пан И. И. Руто-Рутенко-Рутницкий – имел сына и четырех дочерей. Младшая, Ольга, родила вне брака мальчика, которого усыновил муж Ольгиной сестры Людмилы Борис Михайлович Кедрин, давший незаконнорожденному младенцу свои отчество и фамилию.

18 сентября 1945 года Дмитрий Кедрин трагически погиб под колесами пригородного поезда – как считалось, по пути домой из Москвы в Черкизово.

В юности Кедрин много занимался самообразованием. Изучал не только литературу и историю, но и философию, географию, ботанику. На столе у него лежали тома художественной литературы, энциклопедический словарь, «Жизнь животных» Брема, труды из различных областей науки

Слышали ли вы такое выражение «бабье лето»? Как вы его понимаете?

А вот как об этой удивительной поре написал поэт Д. Кедрин.

Учитель читает стихотворение Д. Б. Кедрина
«Бабье лето».

Знакомы ли вам чувства, переживания, описанные автором?

С чем сравнивает поэт людей? Как вы думаете почему?

О чем поэт просит бабье лето?

Как бы вы прочитали это стихотворение? почему?

 Подготовить выразительное чтение стихотворения Д. Б. Кедрина «Бабье лето». Написать мини-сочинение на тему «Пора бабьего лета»

                                                                         20 апреля            

                                                        Литературное чтение

Тема:  ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. СТИХОТВОРЕНИЯ О ВЕСНЕ С. А. КЛЫЧКОВА И Е. А. БАРАТЫНСКОГО

– Отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

– Есть такой закон природы: после зимы неизбежно наступает весна. И как бы мы ни любили зиму с ее забавами, ее время прошло. Весна вступает в свои права. Сегодня на уроке мы поговорим о весне, о весенних месяцах, послушаем стихотворения, которые вы приготовили. Весна всегда считалась символом обновления, пробуждения природы, это надежда на то, что в жизни произойдет что-то новое, хорошее. Приход весны можно назвать праздником. Именно поэтому на Руси устраивали праздник, который назывался «Веснянка». Во время его проведения люди пели народные песни, заклички, устраивали состязания, играли в игры, веселились от души, а потом приходило время труда, время работы в полях.

– С каким настроением будем читать стихи о весне? Почему? На столе лежат цветы. Выберите тот, который вам больше нравится?

– Сегодня на уроке будем читать стихотворения о весне

 О чем нам говорит название стихотворения?

Чтение стихотворения

– Какие чувства у вас возникли при чтении стихотворения? Почему?

– О каких приметах ранней весны говорит поэт?

А вы, ребята, слышали весной, как поет ручей? Послушайте аудиозапись с журчанием ручья.

– Какие эпитеты использовал поэт?

– Какие элементы олицетворения использует поэт?

– Какая рифма стихотворения? Какие слова рифмуются?

– Какие приметы ранней весны можно добавить к стихотворению?

Выучить стихотворение наизусть

20 25 апреля           

 Литературное чтение

Тема: ПРОЕКТЫ «ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ», «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»,

«КАК НЕ ГОРДИТЬСЯ МНЕ ТОБОЙ, О РОДИНА МОЯ»