30 марта
русский язык
Тема.Изменение глаголов по временам.
— Что такое глагол?
— Что обозначает глагол?
— На какие вопросы отвечает глагол?
— Чем в предложении является глагол?
— Как изменяется глагол
— Прочитайте слова :
П…беда, праз…ник, к…мандир, с…лдат.
— Что объединяет эти слова? (словарные, имена сущ., тема)
— Какое событие мы будем отмечать в этом году? (конкурс стихов, сочинений, рисунков, проектов)
— Какое слово лишнее? Почему?
— Подберите однокоренные глаголы. Запишите
- Самоопределение к деятельности.
— Прочитайте:
На празднике школьники (исполнять) песню для ветеранов.
— Это предложение?
— Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить форму глагола)
— Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходит сейчас.
На празднике школьники исполняют песню для ветеранов.
— Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходило раньше.
На празднике школьники исполняли песню для ветеранов.
— Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что произойдёт.
На празднике школьники исполнят песню для ветеранов.
— Чем различаются эти предложения? (формой глагола)
— В каких формах употреблён глагол в каждом из этих предложений?
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, как образуются глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени, научиться образовывать временные формы глаголов)
— Сформулируйте тема урока.
Изменение глаголов по временам
Работа по учебнику
Упр. 157 (с.76) – устная работа. Вывод.
«Прошедшее время — то, что прошло:
«Вчера мы писали», «Солнце ушло».
Настоящее время приходит теперь:
«Мы пишем имя», «Бегает зверь».
Будущее время ещё не пришло:
«После уроков пойдём мы в кино»
Упр. 158, 159, 160
31 МАРТА
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Неопределённая форма глагола.:
Письмо по памяти
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик)
(Самопроверка, самооценка)
III. Самоопределение к деятельности.
Догадайтесь, о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке? А поможет вам в этом стихотворение:
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт. (О глаголе)
Что можете сказать о глаголе? Выберите правильный ответ.
Глагол – это
а) часть слова;
б) часть речи
Глагол обозначает
а) признак предмета;
б) действие предмета
Глагол отвечает на вопросы
а) что делать? что сделать?
б) кто? что?
В предложении глагол является
а) главным членом предложения;
б) второстепенным членом предложения
Как изменяются глаголы?( по временам и по числам. )
Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?(в единственном числе они изменяются по родам)
Определите время глаголов:
рисует
идёт
стоять
думает
споёт
пройти
решит
откроет
— У каких глаголов вы не смогли определить время и почему? (Они отвечают на вопросы — Что делать? Что сделать? (У этих глаголов нельзя определить ни время, ни число).
— Кто помнит, как называется эта форма? (неопределённая или начальная форма глагола)
-Сформулируйте тему и задачи урока.(Повторить особенности неопределённой формы глагола, научиться распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить к ним вопросы)
— Откройте учебник на с .72 Прочитайте сведения о языке.
— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти.)
— Образуйте от данных глаголов неопределённую форму (фронтальная работа
живёшь – (жить)
поплывёшь – (поплыть)
побежишь – (побежать)
глядим – (глядеть)
жду – (ждать)
машешь – (махать)
несёшь –(нести)
сидит–(сидеть)
работа по учебнику
Упр. 148
Упр . 149
Упр . 150
6 апреля.
Русский язык.
Тема: Изложение повествовательного текста по цитатному плану.
Сегодня на уроке будем учиться писать подробное
изложение на основе зрительного восприятия текста по самостоятельно
составленному
плану.
Написать творчестве писателя.
– Родился в 1921 году в степном селе близ Камышина. Жил и работал в Мурманске, Рыбинске, Костроме. Во время войны был связистом, санитаром, автоматчиком и писал стихи – печатался в армейских газетах. После победы стал профессиональным журналистом. Член Союза писателей. Автор нескольких книг рассказов, очерков, стихов. Печатался в разных журналах и газетах. Стихи Бочарникова, как и новеллы, поэтичны, пронизаны чувством любви к родной природе.
7 апреля
Русский язык
Тема. Повторение изменение глаголов по временам.
Упражнение 158
Прочитать. Поставьте вопрос к каждому глаголу.
Какие формы времени можно образовать от каждого глагола?
Образуйте эти формы и запишите.
Например: звонить-звонит ( наст. вр.), звонил ( прош. вр), будет звонить (буд вр).
Упражнение 159
-Прочитать.
-Что обозначает слово СВИТЕР ? Прочитайте значения этого слова в толковом словаре учебника стр 157.
-спишите, поставив данные в скобках глаголы в форму прошедшего времени
Упражнение 160
-Прочитать. О чём эти стихи? Как вы их поняли?
-Спишите вставляя пропущенные буквы.
8 апреля
Русский язык
Тема: Спряжение глагола.
Записывайте составленные предложения. Определить лицо глаголов.
Я рисую (1-е л.). Ты
рисуешь (2-е л.). Он рисует
(3-е л.). Мы рисуем (1-е л.). Вы рисуете (2-е л.). Они рисуют (3-е л.). Я
нарисую (1-е л.). Ты нарисуешь (2-е л.). Он нарисует (3-е л.). Мы нарисуем
(1-е л.). Вы нарисуете (2-е л.). Они нарисуют
(3-е л.).
Записывайте личные окончания.
Единственное число | Множественное число | |
1-е лицо | -у, -ю | -ем, -им |
2-е лицо | -ешь, -ишь | -ете, -ите |
3-е лицо | -ет, -ит | -ут, -ют |
• Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.
• Глаголы прошедшего времени изменяются
по числам, в единственном числе – по родам
Спрягают глаголы. Выделяют личные окончания.
Единственное число | |
1-е лицо | Вста (наст. вр.), спо (буд. вр.), леж (наст. вр.), закрич (буд. вр.) |
2-е лицо |
Вста спо леж закрич |
3-е лицо | Вста спо леж закрич |
Множественное число | |
1-е лицо | Вста спо леж закрич |
2-е лицо |
Вста спо леж закрич |
3-е лицо | Вста спо леж закрич |
Упражнение 163
-Прочитать.
-Какое личное местоимение пропущено в каждом предложении.
-Запишите составленные предложении. Определите лицо каждого местоимения.
Упражнение 164
-Прочитать таблицу.
-Прочитать вопросы на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа
Упражнение 166
-Прочитать. Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа.
10 апреля
Русский язык
Тема: Повторение. Спряжение глагола.
Упражнение 167
-Рассмотрите таблицу.
-Письменно проспрягайте глагол МОЛЧУ в настоящем времени глагол ПОЙДУ. Выделите личные окончания глаголов.
Упражнение 168
-Прочитать.
-Соотнесите каждый глагол с тем вопросом. На который он отвечает.
-Запишите каждый вопрос, рядом с ним глагол, который отвечает на тот вопрос.
-В скобках укажите время, лицо, число глагола. Выделите личные окончания глаголов
20 апреля
Понедельник
Русский язык
Тема: 2-ое лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
– Определите верное утверждение.
1) Глагол – это часть речи, которая отвечает
на вопросы «что делает?», «что сделает?», «что делают?», «что сделают?» и
обозначает действие предмета. В предложении глагол является сказуемым. Глагол
имеет начальную форму (неопределенную), которая отвечает на вопросы «что
делать?», «что сделать?». Неопределенная
форма
имеет суффиксы -ть, -ти.
2) Глагол – это часть речи, которая отвечает
на вопросы «кто?», «что?» и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения. Глагол имеет начальную форму (неопределенную), которая отвечает
на вопросы «что?», «кто?».
– Прочитайте тему урока. стр 85
– Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределенной формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа. Запишите глаголы парами. Выделите личные окончания глаголов.
– Прочитайте диалог выразительно. Кто с кем
разговаривает? Что вы можете с собеседников?
– Объясните написание выделенных орфограмм и употребление знаков препинания в предложениях. Спишите диалог
Упр 171
– Определите роль мягкого знака в словах
диалога.
Упр 172
Прочитать текст. Выписать выделенные глаголы
Упр 175 – Прочитайте. Спишите, обозначая звук из скобок буквой или буквами. Объясните правописание данных слов.
Упр 177 —Прочитайте текст Г. Скребицкого, озаглавьте его.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
– Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Над другими глаголами укажите время. Выделите окончания глаголов, стоящих в форме 2-го лица единственного числаазать о речи
21 апреля
Вторник
Русский язык
Тема: Написать сочинение по картине И.И Левитана «Весна. Большая вода»
Русская природа… Стройные сосновые леса
и светлые, веселые березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные поля. Великие реки, несущие воды, и едва заметные ручейки, пробивающиеся сквозь заросли ивняка.Торжественная, сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней. Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Невозможно представить себе и безразличие к ней со стороны искусства: о природе поется в песнях, ей посвящены стихи, симфонии, картины.
– Сегодня мы с вами познакомимся с одним из художественных произведений, посвященных природе.
– Сегодня на уроке будем учиться анализировать картину, писать сочинение по репродукции
Картины. Рассказывает о творчестве художника, показывает его портрет.
Исаак Ильич Левитан (1860–1900) был одним
из родоначальников пейзажной живописи конца ХIХ века.
Искусство интересовало Левитана с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у художников В. Г. Перова, А. К. Саврасов, В. Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасов видеть поэзию и красоту русской природы. Поле-нов оказал большое влияние на творчество художника в области колорита: для картин Левитана характерны чистые, звонкие красок Предлагает рассмотреть картину. Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства.
– Весна – прекрасное время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения весенней природе. Да весна
и сама художник! Георгий Скребницей в своей книге «Четыре художника» рассказал, как весна перекрасила природу по-своему, по-весеннему. Вспомните творчество великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Мы с вами уже не раз слушали произведения из цикла «Времена года». Давайте сейчас послушаем одну
из пьес Чайковского о том времени года, которое особенно любимо всеми.
Прослушав пьесу, дайте словесное описание картины природы, которую вы себе представили
– Вспомните свои наблюдения за воздухом, небом, лесом во время экскурсии, а также прослушанные стихотворения и рассказы о весне, про-и смотренные кинофильмы, диафильмы, аудиозаписи и назовите главные приметы весны.
– Прочитайте. Озаглавьте текст.
– Что вы представили, читая текст? Что обозначает слово «половодье»?
– Сколько частей можно выделить в тексте? Запишите данный текст, выделяя в нем части и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в словах все знакомые вам орфограммы.
22 апреля
Среда
Русский язык
Тема: 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени
Сегодня на уроке будем учиться определять
I и II спряжения глаголов– По личным окончаниям глаголы делятся на две группы: глаголы I спряжения и глаголы II спря-
жения.
– Прочитайте таблицу «Спряжение глаголов настоящего времени ». стр 88
Различаются ли ударные и безударные личные окончания глаголов одного и того же спряжения?
Упр 180
Чем различаются личные окончания глаголов
I и II спряжения в одном и том же лице и числе? В каком лице и числе их окончания одинаковы
Упр 181
Прочитайте личные окончания. В каком лице
и числе и в каком спряжении глаголы имеют эти окончания?
Упр 182
Спишите
23 апреля
Четверг
Русский язык
Тема: : 1 и 2 спряжение глаголов будущего времени.
Упр 183
Прочитайте таблицу «Спряжение глаголов в сложном будущем времени». Из каких глаголов состоит форма будущего времени? Какой из глаголов по какому спряжению изменяет свои окончания?
– Если вы согласны с высказыванием, то ставите знак «+»; если не согласны, то знак «–».
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
2. В предложении глагол является подлежащим.
3. Глагол совершенного вида отвечает на вопросы «что сделать?», «что сделает?».
4. Глаголы спрягаются.
5. Спряжение глаголов – это изменение глагола по падежам.
6. Глаголы не употребляются с предлогами.
7. Глагол имеет начальную и личные формы.
Упр 184
Прочитайте таблицу «Спряжение глаголов в сложном будущем времени».
Упр 185
Прочитайте загадку. Отгадайте ее.
– Найдите глаголы. В чем их сходство и различие (время, число, лицо, спряжение)?
– Скажите, по каким признакам вы определили спряжение глаголов в загадке?
– Напишите загадку по памяти. Проверьте себя.
– Подчеркните глагол с такими признаками:
будущее время, 3-е лицо, единственное число,
II спряжение.
Упр 186
– Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределенной формы глаголы в форме настоящего или будущего времени во 2-м и 3-м лице единственного числа. Запишите.
– Укажите спряжение над глаголами 2-го лица
23 апреля
Четверг
Русский язык
Тема: : Проект «Пословицы и поговорки»
– Пословицы и поговорки являются одним из средств образной и выразительной речи. В них часто используются глаголы в форме 2-го лица единственного числа.
– Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Написать пословицы и поговорки