русский язык 4

30 марта

 русский язык

Тема.Изменение глаголов по временам.

— Что такое глагол?
— Что обозначает глагол?
— На какие вопросы отвечает глагол?
— Чем в предложении является глагол?
— Как изменяется глагол

— Прочитайте слова :

П…беда, праз…ник, к…мандир, с…лдат.

— Что объединяет эти слова? (словарные, имена сущ., тема)

— Какое событие мы будем отмечать в этом году? (конкурс стихов, сочинений, рисунков, проектов)

— Какое слово лишнее? Почему?

— Подберите однокоренные глаголы. Запишите 

  1. Самоопределение к деятельности.

— Прочитайте:

На празднике школьники (исполнять) песню для ветеранов.

— Это предложение?

— Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить форму глагола)

— Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходит сейчас.

На празднике школьники исполняют песню для ветеранов.

— Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходило раньше.

На празднике школьники исполняли песню для ветеранов.

— Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что произойдёт.

На празднике школьники исполнят песню для ветеранов.

— Чем различаются эти предложения? (формой глагола)

— В каких формах употреблён глагол в каждом из этих предложений?

— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, как образуются глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени, научиться образовывать временные формы глаголов)

— Сформулируйте тема урока.

 Изменение глаголов по временам

Работа по учебнику

Упр. 157 (с.76) – устная работа. Вывод. 

«Прошедшее время — то, что прошло:

«Вчера мы писали», «Солнце ушло».

Настоящее время приходит теперь:

«Мы пишем имя», «Бегает зверь».

Будущее время ещё не пришло:

«После уроков пойдём мы в кино»

Упр. 158, 159, 160

31 МАРТА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Неопределённая форма глагола.:

Письмо по памяти

Я всегда со светом дружен.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик)

(Самопроверка, самооценка)

III. Самоопределение к деятельности.

Догадайтесь, о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке? А поможет вам в этом стихотворение:

Что без меня предметы? Лишь названья.

  А я приду – всё в действие придёт.

  Летит ракета, люди строят зданья,

  Цветут сады, и хлеб в полях растёт. (О глаголе)

Что можете сказать о глаголе? Выберите правильный ответ.

Глагол – это

а) часть слова;

б) часть речи

Глагол обозначает

а) признак предмета;

б) действие предмета

Глагол отвечает на вопросы

а) что делать? что сделать?

б) кто? что?

В предложении глагол является

а) главным членом предложения;

б) второстепенным членом предложения

Как изменяются глаголы?( по временам и по числам. )

Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?(в единственном числе они изменяются по родам)

Определите время глаголов:

рисует

идёт

стоять

думает

споёт

пройти

решит

откроет

— У каких глаголов вы не смогли определить время и почему? (Они отвечают на вопросы — Что делать? Что сделать? (У этих глаголов нельзя определить ни время, ни число).

— Кто помнит, как называется эта форма? (неопределённая или начальная форма глагола)

-Сформулируйте тему и задачи урока.(Повторить особенности неопределённой формы глагола, научиться распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить к ним вопросы)

— Откройте учебник на с .72 Прочитайте сведения о языке.

— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти.)

— Образуйте от данных глаголов неопределённую форму (фронтальная работа

живёшь – (жить)

поплывёшь – (поплыть)

побежишь – (побежать)

глядим – (глядеть)

жду – (ждать)

машешь – (махать)

несёшь –(нести)

сидит–(сидеть)

 работа по учебнику

Упр.  148

Упр . 149

Упр .  150

  •  

                                                 6 апреля.

                                            Русский язык.

Тема: Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Сегодня на уроке будем учиться писать подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по самостоятельно составленному
плану.

Написать   творчестве писателя.

– Родился в 1921 году в степном селе близ Камышина. Жил и работал в Мурманске, Рыбинске, Костроме. Во время войны был связистом, санитаром, автоматчиком и писал стихи – печатался в армейских газетах. После победы стал профессиональным журналистом. Член Союза писателей. Автор нескольких книг рассказов, очерков, стихов. Печатался в разных журналах и газетах. Стихи Бочарникова, как и новеллы, поэтичны, пронизаны чувством любви к родной природе.

                                            7 апреля

                                       Русский язык

Тема. Повторение изменение глаголов по временам.

Упражнение 158

Прочитать. Поставьте вопрос к каждому глаголу.

Какие формы времени можно образовать от каждого глагола?

Образуйте эти формы и запишите.

Например: звонить-звонит ( наст. вр.), звонил ( прош. вр), будет звонить (буд вр).

Упражнение 159

-Прочитать.

-Что обозначает слово СВИТЕР ? Прочитайте значения этого слова в толковом словаре учебника стр 157.

-спишите, поставив данные в скобках глаголы в форму прошедшего времени

Упражнение 160

-Прочитать. О чём эти стихи? Как вы их поняли?

-Спишите вставляя пропущенные буквы.

                                      8 апреля

                                Русский язык

Тема: Спряжение глагола.

Записывайте составленные предложения. Определить лицо глаголов.

Я рисую (1-е л.). Ты рисуешь (2-е л.). Он рисует
(3-е л.). Мы рисуем (1-е л.). Вы рисуете (2-е л.). Они рисуют (3-е л.). Я нарисую (1-е л.). Ты нарисуешь (2-е л.). Он нарисует (3-е л.). Мы нарисуем
(1-е л.). Вы нарисуете (2-е л.). Они нарисуют
(3-е л.).

Записывайте личные окончания.

  Единственное число Множественное число
1-е лицо -у, -ю -ем, -им
2-е лицо -ешь, -ишь -ете, -ите
3-е лицо -ет, -ит -ут, -ют

•  Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

•  Глаголы прошедшего времени изменяются
по числам, в единственном числе – по родам

Спрягают глаголы. Выделяют личные окончания.

Единственное число
1-е лицо Вста (наст. вр.), спо (буд. вр.), леж (наст. вр.), закрич (буд. вр.)
2-е лицо Вста спо леж
закрич
3-е лицо Вста спо леж закрич
Множественное число
1-е лицо Вста спо леж закрич
2-е лицо Вста спо леж
закрич
3-е лицо Вста спо леж закрич

Упражнение 163

-Прочитать.

-Какое личное местоимение пропущено в каждом предложении.

-Запишите составленные предложении. Определите лицо каждого местоимения.

Упражнение 164

-Прочитать таблицу.

-Прочитать вопросы на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа

Упражнение 166

-Прочитать. Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа.

10 апреля

Русский язык

Тема: Повторение. Спряжение глагола.

Упражнение 167

-Рассмотрите таблицу.

-Письменно проспрягайте глагол МОЛЧУ в настоящем времени глагол ПОЙДУ. Выделите личные окончания глаголов.

Упражнение 168

-Прочитать.

-Соотнесите каждый глагол с тем вопросом. На который он отвечает.

-Запишите каждый вопрос, рядом с ним глагол, который отвечает на тот вопрос.

-В скобках укажите время, лицо, число глагола. Выделите личные окончания глаголов

20 апреля

Понедельник

Русский язык

Тема: 2-ое лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

– Определите верное утверждение.

1) Глагол – это часть речи, которая отвечает
на вопросы «что делает?», «что сделает?», «что делают?», «что сделают?» и обозначает действие предмета. В предложении глагол является сказуемым. Глагол имеет начальную форму (неопределенную), которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Неопределенная форма
имеет суффиксы -ть, -ти.

2) Глагол – это часть речи, которая отвечает

на вопросы «кто?», «что?» и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения. Глагол имеет начальную форму (неопределенную), которая отвечает

на вопросы «что?», «кто?».

– Прочитайте тему урока. стр 85

– Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределенной формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа. Запишите глаголы парами. Выделите личные окончания глаголов.

– Прочитайте диалог выразительно. Кто с кем

разговаривает? Что вы можете с собеседников?

– Объясните написание выделенных орфограмм и употребление знаков препинания в предложениях. Спишите диалог

 Упр 171

– Определите роль мягкого знака в словах

диалога.

Упр 172

Прочитать текст. Выписать выделенные глаголы

 Упр 175 – Прочитайте. Спишите, обозначая звук из скобок буквой или буквами. Объясните правописание данных слов.

Упр 177 —Прочитайте текст Г. Скребицкого, озаглавьте его.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы.

– Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Над другими глаголами укажите время. Выделите окончания глаголов, стоящих в форме 2-го лица единственного числаазать о речи

21 апреля

Вторник

Русский язык

Тема: Написать сочинение по картине И.И Левитана «Весна. Большая вода»

Русская природа… Стройные сосновые леса

и светлые, веселые березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные поля. Великие реки, несущие воды, и едва заметные ручейки, пробивающиеся сквозь заросли ивняка.Торжественная, сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней. Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Невозможно представить себе и безразличие к ней со стороны искусства: о природе поется в песнях, ей посвящены стихи, симфонии, картины.

– Сегодня мы с вами познакомимся с одним из художественных произведений, посвященных природе.

– Сегодня на уроке будем учиться анализировать картину, писать сочинение по репродукции

Картины. Рассказывает о творчестве художника, показывает его портрет.

Исаак Ильич Левитан (1860–1900) был одним

из родоначальников пейзажной живописи конца ХIХ века.

Искусство интересовало Левитана с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у художников В. Г. Перова, А. К. Саврасов, В. Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасов видеть поэзию и красоту русской природы. Поле-нов оказал большое влияние на творчество художника в области колорита: для картин Левитана характерны чистые, звонкие красок Предлагает рассмотреть картину. Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства.

– Весна – прекрасное время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения весенней природе. Да весна

и сама художник! Георгий Скребницей в своей книге «Четыре художника» рассказал, как весна перекрасила природу по-своему, по-весеннему. Вспомните творчество великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Мы с вами уже не раз слушали произведения из цикла «Времена года». Давайте сейчас послушаем одну

из пьес Чайковского о том времени года, которое особенно любимо всеми.

Прослушав пьесу, дайте словесное описание картины природы, которую вы себе представили

– Вспомните свои наблюдения за воздухом, небом, лесом во время экскурсии, а также прослушанные стихотворения и рассказы о весне, про-и смотренные кинофильмы, диафильмы, аудиозаписи и назовите главные приметы весны.

– Прочитайте. Озаглавьте текст.

– Что вы представили, читая текст? Что обозначает слово «половодье»?

 – Сколько частей можно выделить в тексте? Запишите данный текст, выделяя в нем части и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в словах все знакомые вам орфограммы.

22 апреля

Среда

Русский язык

Тема: 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени

Сегодня на уроке будем учиться определять

I и II спряжения глаголов– По личным окончаниям глаголы делятся на две группы: глаголы I спряжения и глаголы II спря-

жения.

– Прочитайте таблицу «Спряжение глаголов настоящего времени ». стр 88

Различаются ли ударные и безударные личные окончания глаголов одного и того же спряжения?

Упр 180

 Чем различаются личные окончания глаголов

I и II спряжения в одном и том же лице и числе? В каком лице и числе их окончания одинаковы

Упр 181

Прочитайте личные окончания. В каком лице

и числе и в каком спряжении глаголы имеют эти окончания?

Упр 182

Спишите

23 апреля

Четверг

Русский язык

Тема: : 1 и 2 спряжение глаголов будущего времени.

Упр 183

Прочитайте таблицу «Спряжение глаголов в сложном будущем времени». Из каких глаголов состоит форма будущего времени? Какой из глаголов по какому спряжению изменяет свои окончания?

– Если вы согласны с высказыванием, то ставите знак «+»; если не согласны, то знак «–».

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. В предложении глагол является подлежащим.

3. Глагол совершенного вида отвечает на вопросы «что сделать?», «что сделает?».

4. Глаголы спрягаются.

5. Спряжение глаголов – это изменение глагола по падежам.

6. Глаголы не употребляются с предлогами.

7. Глагол имеет начальную и личные формы.

 Упр 184

Прочитайте таблицу «Спряжение глаголов в сложном будущем времени».

Упр 185

Прочитайте загадку. Отгадайте ее.

– Найдите глаголы. В чем их сходство и различие (время, число, лицо, спряжение)?

– Скажите, по каким признакам вы определили спряжение глаголов в загадке?

– Напишите загадку по памяти. Проверьте себя.

– Подчеркните глагол с такими признаками:

будущее время, 3-е лицо, единственное число,

II спряжение.

Упр 186

– Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределенной формы глаголы в форме настоящего или будущего времени во 2-м и 3-м лице единственного числа. Запишите.

– Укажите спряжение над глаголами 2-го лица

23 апреля

Четверг

Русский язык

Тема: : Проект «Пословицы и поговорки»

– Пословицы и поговорки являются одним из средств образной и выразительной речи. В них часто используются глаголы в форме 2-го лица единственного числа.

– Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Написать пословицы и поговорки