6 класс

Лицейские годы А. С. Пушкина

Лицейские годы были очень важны для Александра Пушкина, хотя он и не был отличником по всем предметам. В Лицее он приобрел то, что осталось с ним на всю его жизнь – дружбу и преданных друзей, готовых поддержать его в трудную минуту. 

Монета Банка России «200-летие Царскосельского лицея».  Художник Е. В. Крамская Скульпторы: А. Н. Бессонов, А. В. Бакланов. На переднем плане памятник А. С. Пушкину

Монета Банка России «200-летие Царскосельского лицея». Художник Е. В. Крамская Скульпторы: А. Н. Бессонов, А. В. Бакланов. На переднем плане памятник А. С. Пушкину

Цели и задачи

Цель:

  • продолжить знакомство с поэтическим жанром послание (эпистола) на примере стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину».

Задачи:

  •  сформировать навыки анализа лирического текста;
  •  углубить представление о средствах выразительности и их роли в тексте художественного произведения.

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • некоторые факты о лицейских годах А. С. Пушкина;

мы научимся:

  • анализировать и интерпретировать стихотворения в жанре послания;

мы сможем:

  • понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения;
  • определять жанр послания в лирике поэта.
  • Необходимо запомнить
  • ВАЖНО!
  • Юрий Лотман писал:
  • «Наиболее тесными были дружеские связи Пушкина с Дельвигом, Пущиным, Малиновским и Кюхельбекером. Это была дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина. Но и здесь не всё было просто. Политические интересы лицеистов зрели, у них складывались сознательные свободолюбивые убеждения. Потянулись нити из Лицея к возникшему движению декабристов: Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер и Вольховский вошли в «Священную артель» Александра Муравьёва и Ивана Бурцева. Пушкин приглашения участвовать не получил. Более того, друзья скрыли от него своё участие.
  • В дальнейшем, когда Пушкин смотрел на лицейские годы с высоты прожитых лет, всё сглаживалось. Потребность в дружбе «исправляла» память. Именно после разлуки, когда Лицей был за спиной, воспоминания оказались цементом, который с годами всё крепче связывал «лицейский круг». Братство не слабело, а укреплялось».
  •  
  • О визите Дельвига
  • Пушкин пишет брату:
  • «Как я был рад баронову приезду. Он очень мил! Наши барышни все в него влюбились – а он равнодушен, как колода, любит лежать на постеле, восхищаясь Чигиринским старостою. Приказывает тебе кланяться, мысленно тебя целуя 100 раз, желает тебе 1000 хороших вещей (например, устриц)».
  • Пушкин – Л. С. Пушкину. 22 апреля 1825 г.
  • Биография Пушкина
  • Подчеркните верное.
  • Дружба Пушкина и Пущина началась в:
  • лицее
  • ссылке
  • полку
  • литературном салоне
  •  
  • Биография поэта
  • Выберите верные ответы:
  • Пушкин был записан в Лицей, потому что
  • Был знатного рода
  • Родителям было некогда им заниматься
  • Получил хорошее домашнее образование
  • Был императорским крестником
  • Подходил по возрасту
  •  
  • Работа с текстом стихотворения
  • Восстановите рифмы стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину»:
  • Молю святое  :
  • Да голос мой душе твоей
  • Дарует то же  ,
  • Да озарит он 
  • Лучом лицейских ясных дней.
  •  
  • Тропы (выразительные средства) в лирике А. С. Пушкина
  • Выберите верное.
  • Вспомните, как называется изображение неживой природы как живого существа. Прочтите строку и определите троп: «друг бесценный»
Эпитет
Сравнение
Олицетворение
  •  
  • Язык стихотворения
  • Установите соответствие элементов.
  • В стихотворении использованы слова высокого стиля. Соотнесите эти слова в соответствии с их синонимами
  • утешенье
  • провиденье
  • заточенье
  • успокоение
  • судьба
  • заключение
  •  
  • Работа с текстом стихотворения
  • Восстановите последовательность.
  • Строки из стихотворения расположены неправильно, передвиньте их так, чтобы восстановить стихотворение
  • Мой первый друг,
  •  
  • мой друг бесценный!
  •  
  • Твой колокольчик
  •  
  • Когда мой двор
  • благословил,
  •  
  • уединённый,
  •  
  • И я судьбу
  •  
  • огласил.
  •  
  • Печальным снегом
  • занесённый, 
  •  
  • Литературоведение
  • Подставьте пропущенный элемент.
  • – стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактическо-публицистического, любовного или дружеского характера – популярный литературный жанр в античной и европейской литературе.
  • Послание
  •  
  • Записка
  •  
  • Уведомление
  •  

Текст. Тема и основная мысль текста. Сочинение по данному началу

Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью что-то написать, поделиться тем важным, что с нами произошло и что интересного мы прочитали. Как об этом рассказать при помощи текста, мы узнаем сегодня на уроке.

Цели и задачи

Цель:

  • научиться использовать ключевые слова для сочинения-рассказа.

Задачи:

  • научиться анализировать текст, выявлять в нём ключевые слова;
  • выразительно читать текст;
  • научиться преобразовывать визуальную информацию в текст.

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • структуру рассказа (из каких элементов строится рассказ);

мы научимся:

  • выделять ключевые слова;
  • использовать тематические слова;
  • преобразовывать визуальную информацию в текст;

мы сможем:

  • написать сочинение-рассказ.
  • Жанры произведений
  • Установите соответствие между названием произведения и жанром.
  • рассказ
  • сказка
  • баллада
  • роман
  • басня
  • «Зеркало и Обезьяна»
  • «Кубок»
  • «Робинзон Крузо»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Игорь-Робинзон»
  •  

Композиция рассказа

  1. Вступление (экспозиция) – указание места, времени и участников события.
  2. Завязка – момент, с которого начинается событие.
  3. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии событий.
  4. Развязка – заключительный момент действия.
  5. Заключение – итог.
  6. Рассказ. Тематические слова
  7. Выберите правильное утверждение. Тематическая группа слов ‒ это…
все слова текста
слова, которые выделяет автор
слова, называющие такие предметы, явления, действия, которые связаны между собой в жизни

Структурные части рассказа

Установите соответствия между структурными частями рассказа и их определением.

Кульминация 

Вступление 

Завязка 

Развязка 

Заключение

Указание места, времени и участников события

Заключительный момент действия

Итог происходящему

Момент наивысшего напряжения в развитии события

Момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие

Ключевые слова

Выберите нужные слова и вставьте их в текст.

Для верного понимания идеи текста необходимо выделить и  слова. Это те слова, которые несут в себе основную  нагрузку, определяют  текста.

содержание

ключевые

смысловую

Сочинение-рассказ

Рассортируйте примеры.

Слова и словосочетания, которые помогают описать предмет Слова и словосочетания, которые помогают рассказать о том, что произошло с предметом

круглые бубенчики

прозрачные на свету

как жемчуг

листья с прожилками

расцветает

дарит аромат

волнует запах

тянется к весне

нежится на солнце

прячется в листах